Авторизация
В Контакте  Однокласники  Facebook  Telegram  Googl+ 
 

А.Д. Гронский. «Краткая история Белоруссии» В. Ластовского как катехизис белорусского национализма: между русской и польской традицией

1910 г. в издаваемой в Вильно белорусскоязычной газете «Наша нива» появился ряд статей под общим заголовком «Краткая история Белоруссии» («Кароткая гiсторыя Беларусi») [1]. В сентябре этого же года на основе статей вышла отдельная книга с иллюстрациями [2]. Книга была доведена до начала ХХ в., хотя период нахождения Белоруссии в составе Российской Империи был описан очень кратко. Статьи были доведены до периода правления Екатерины, и лишь одним абзацем упоминался период правления Павла и Александра I. Автор статей и книги – Вацлав Юстинович Ластовский скрывался под псевдонимом Власт. «Краткая история» стала первой попыткой создать национальную белорусскую концепцию истории Белоруссии и была ориентирована в первую очередь на крестьянскую массу. Книга состояла из предисловия и пяти частей, последовательно рассматривавших исторические события (в основном политического содержания), происходившие на землях, определявшихся белорусскими националистами начала ХХ в., как Белоруссия.

В «Предисловии» Власт указывает, что история является основой для народной жизни и у белорусов этот фундамент достаточно весомый, хотя его никто не знает, потому что «сыны отечества нашего к чужим в наймиты пошли»[3]. Автор скромно определяет характер своего произведения: «То, на что хватило моих возможностей»[4]. Это не научное произведение и не плод интеллектуального анализа, а обычная компиляция из российских, польских и зародившихся чуть ранее украинских исторических исследований. «Для учёных в этой работе нет ничего нового»[5], – пишет Власт, подчёркивая еще раз скромный уровень своего творчества. Ластовский, возможно, не претендовал на серьёзную научную работу, понимая, что книга будет распространяться среди крестьян, во-вторых, уже в предисловии автор сознательно подчёркивал компилятивных характер произведения, чтобы не заинтересовывать научную общественность того времени новой оригинальной книгой. Иначе её автору угрожало пережить суровую критику со стороны специалистов. Ластовский «жертвовал» книгу «сынам молодой Белоруссии» [6]. Под «сынами Белоруссии» подразумевались не только крестьяне, но и интеллигенция, которая для развития белорусской идеи готова была использовать упрощённые и даже не вполне логичные доказательства. Весьма упрощенная и примитивная подача информации могла объясняться и тем, что Ластовский никогда не был профессиональным историком. Он слушал курсы в университете, посещая лекции тайком, но вряд ли эти разрозненные посещения смогли создать у него объективную картину прошлого.

Власт пишет не только о недостатках, но и о достоинствах своего труда. Среди достоинств Ластовский называет язык, на котором написана его книга и взгляд на историю с точки зрения «пользы и вреда» для белорусского народа [7]. Действительно ли приведенные автором достоинства книги были таковыми на самом деле? Белорусский язык в начале ХХ в. состоял из большого числа диалектов, и вполне возможно, не являлся языком. Известный филолог того времени Е.Ф. Карский прямо указывал на то, что белорусское наречие является частью русского языка [8]. Основная масса белорусских националистов начала ХХ в. была родом из западных губерний Белоруссии, где ощущалось достаточно сильное влияние польского языка. Именно поэтому практически вся белорусская пропаганда велась на западных диалектах, не всегда полностью понятных для крестьян Восточной Белоруссии. Кроме того, научные изыскания на белорусском языке требовали использования русской или польской терминологии, поэтому неслучайно практически вся белорусская научная терминология имеет польское происхождение.

Впервые о белорусском народе, как о самостоятельном этносе, заявил Франциск (Франтишек) Богушевич, который под псевдонимом Матей Бурачок в начале 90-х гг. XIX в. в Кракове издал сборник стихотворений «Дудка белорусская». Хотя вполне допустимо, что еще раньше о белорусах как о самостоятельном народе высказывались авторы публикаций 1880-х гг. в газете «Гомон». Ф. Богушевич не смог доказать наличие белорусской независимости в Средневековье, поэтому основной акцент (хотя без всяких доказательств) в предисловии к сборнику был сделан на то, что белорусский язык был когда-то государственным языком мощного и сильного государства [9] Надо сказать, что творения Богушевича не нашли широкого отклика, поскольку были написаны на виленском диалекте с огромным количеством полонизмов, непонятных большинству белорусских крестьян. Однако «Дудка белорусская» стала настольной книгой белорусских националистов начала ХХ в., и именно поэтому Богушевича принято считать «отцом» белорусской литературы.

Власт Ластовский в своей «Краткой истории» пошёл ещё дальше. Он заявил о существовании белорусского этноса уже в начале государственной истории этого региона. По мнению Ластовского, белорусы сформировались в период «от первых времён до бегства полоцких князей в Литву (1129 г.)»[10]. Ластовского не смущает отсутствие каких-либо свидетельств о белорусах в это время: «… исторические известия … об объединении наших племён в народ белорусский не дошли до нас в наших летописях»[11]. Власт не стесняется состарить некоторые явления на пару веков (например, Витебское княжество появилось лишь в XII в. [12], а не в Х, как это утверждается в «Краткой истории» или вообще фальсифицировать события (например, Оршанского княжества в то время вообще не существовало)[13]. Причём феодальные войны великого князя киевского с полоцкими князьями, с точки зрения Ластовского, приобретают характер этнического конфликта между Южной Русью и белорусами.

В. Ластовский не использует этнонима «русских» по отношению к жителям средневековой Западной Руси, хотя, говоря о Великом Княжестве Литовском, он весьма часто называет его Литовско-Русским [14]. Литовское княжество, по мнению Ластовского, населено литовцами и белорусами. При этом в книге не объясняется, почему государство называется Литовско-Русским, хотя там не живут литовцы и русские, но только литовцы и белорусы.

Автор «Краткой истории» пытался выработать у белорусского читателя комплекс жертвы. По мнению Ластовского, независимая Белоруссия исчезла не потому, что оказалась нежизнеспособной среди соседей по причине слабого внутреннего состояния, а потому, что соседи, в первую очередь Московское княжество, стремились захватить белорусские территории. Власт называет врагов белорусского народа на разных этапах его исторического развития. Так, в период Киевской Руси врагами были великие князья киевские, в период Литовского княжества – сначала поляки, а затем московиты, после Люблинской унии Литовская Русь попало «в неволю к Польше»[15]. На этом история независимой Белоруссии, с точки зрения Ластовского, была закончена. В данном случае автор использовал выводы русской и польской историографии, которая именно дату Люблинской унии – 1569 г. – объявляла датой потери литовской независимости. В постсоветской белорусской историографии данная проблема рассмотрена по-другому. Образование Речи Посполитой стало добровольным объединением Литвы и Польши на равных правах [16].

Работая над своей «Историей Белоруссии», В. Ластовский давал идеологическую оценку различным историческим событиям. В это время белорусский национализм был экзотикой, чем укоренившейся идеологией. Даже в период Первой мировой войны, когда на оккупированной немцами территории было разрешено открывать учебные заведения на местных языках и наречиях, немецкие офицеры рассматривали белорусское движение как «некоторые сепаратистские стремления, которые развивают несколько археологов и литераторов из Вильно», чью деятельность «нужно причислить к местным делам, не имеющим политического значения» [17].

Интересно рассмотреть саму личность В. Ластовского – неординарного человека и активного национального деятеля. Он родился в обедневшей шляхетской семье, как и большинство будущих белорусских идеологов. Вся шляхта представляла собой явление сугубо польское, воспитанное в польской культуре и на польских традициях. Естественно все деятели белорусского движения на первоначальном этапе своего становления прошли польско-католическую школу воспитания и образования. Неслучайно В. Ластовский был членом Польской социалистической партии Литвы и Белоруссии [18], которая, действуя в западных губерниях Российской империи, никаким образом не стремилась отдать их под власть белорусского народа. Однако вскоре по каким-то причинам В. Ластовский покинул польскую партию. Причины этого поступка белорусские историки не называют. Вполне возможно, амбициозный политик не нашел применения в польской партии и он ушёл из польского национального движения. Ластовский неудачно пытается сдать экзамен по русскому языку на аттестат зрелости [19]. При этом не предпринимает попытки сдать экзамен повторно. Таким образом, у амбициозного молодого человека появился ещё один комплекс неполноценности – он не смог стать русским. Ластовский решил реализовать себя в зарождавшимся белорусском национальном движении. Оно не имело никаких устойчивых норм и правил. Даже язык для белорусских националистов был разным, так как единого литературного варианта еще не существовало, и каждый говорил, ориентируясь на диалект своей малой родины. В новой идентичности нашли себя в основном представители бедной преимущественно католической шляхты [20], воспитанной, как привило, в польских традициях.

Таким образом, на белорусское национальное движение начала ХХ в. и на одну из его основных книг – «Краткую историю Белоруссии» – серьезное влияние оказало польское национальное движение (программа первой белорусской партии вообще была написана по-польски и практически полностью повторяла программу польской социалистической партии). Белорусские националисты в начале ХХ в. смогли лишь повторить польские лозунги. В целом, белорусское национальное движение не смогло стать самостоятельным движением и не смогло завладеть умами белорусского населения. Только административный ресурс советской власти смог помочь проведению белорусизации, чем радикально деформировал самосознание большинства населения Белоруссии.

 

Литература


1. «Наша ніва». Першая беларуская газэта з рысункамі. 1910. – Факсімільнае выданне. Вып. 3. – 1999. – С. 5 – 7, 25 – 27, 43 – 44, 60 – 61, 75 – 78, 91 – 94, 110 – 113, 125 – 127, 140 – 143, 160 – 162, 173 – 175, 203 – 205, 222 – 224, 239 – 241, 258 – 260, 276 – 279, 292 – 293, 326 – 328, 341 – 343.
2. Ластоўскі В.Ю. Кароткая гісторыя Беларусі. – Факсімільнае выданне 1910. – Мн.: Універсітэцкае, 1992. – 126 с.
3. Там же. – С. 5.
4. Там же.
5. Там же.
6. Там же.
7. Там же.
8. Карскі Я.Ф. Беларусы. – Мн.: Беларускі кнігазбор, 2003. – 235 с.
9. Турук Ф. Белорусское движение. Очерк истории национального и революционного движения белоруссов. – М.: Государственное издательство, 1921. – С. 75.
10. Ластоўскі В.Ю. Кароткая гісторыя Беларусі. – С. 7.
11. Там же.
12. Калядзінскі Л.У. Віцебскае княства / Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6. т. Т. 2. – Мн.: БелЭн, 1994. – С 319.
13. Шынкевіч А. Орша / Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6. т. Т. 5. – Мн.: БелЭн, 1999. – С 357 – 358.
14. Ластоўскі В.Ю. Кароткая гісторыя Беларусі. – С. 15, 22, 24, 25 и т.д.
15. Там же. – С. 46.
16. Грыцкевіч А. Рэч Паспалітая. / Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6 т. Т. 6. Ч. 1. – Мн.: БелЭн, 2001. – С. 178.
17. Багдановіч А.Г. Ідэя дзяржаўнасці ў грамадска-палітычнай думцы Беларусі (1914 – сакавік 1917 г.) – С. 137.
18. Янушкевіч Я. Вяртанне з нематы. / Ластоўскі В. Выбраныя творы. – Мн.: Беларускі кнігазбор, 1997. – С. 6.
19. Там же. – С. 7.
20. Зайкоўскі Э. Роля канфесійнага фактару ў нацыянальный свядомасці беларусаў // Беларусіка-Albaruthenica: Кн. 2. – Мн.: Нац. навук.-асветны цэнтр імя Ф. Скарыны, 1993. – С. 269; Радзік Р. Рэлігійныя перадумовы фарміравання беларускай мовы // Беларусіка-Albaruthenica: Кн. 2. – Мн.: Нац. навук.-асветны цэнтр імя Ф. Скарыны, 1993. – С. 278.

 

Источник

рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
ПОДЕЛИТЬСЯ:

МЫ В СОЦСЕТЯХ:

В Контакте  Однокласники  Facebook  Telegram  Googl+ 

Оставить комментарий
  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое
Погода Могилев
Доставка цветов в Могилеве
Мировые новости
"Вы что, ее выиграли? Так бывает?" Как столичная квартира изменила жизнь гомельчан
Семья из Гомеля выиграла столичную квартиру в игре "Удача в придачу" от "Евроопт". Но в итоге ...

В регионах поднимают цены на проезд в городском транспорте
В числе первых стоимость талончиков увеличили транспортники Минской, Витебской и Гомельской ...

С 1 ноября в Беларуси повысят пенсии. А сколько получают на заслуженном отдыхе соседи?
В номинальном выражении средняя пенсия, как планируют в Минтруда, увеличится до 315,74 рубля. ...

Путин: Если закрыть границу между Россией и востоком Украины, то на Донбассе начнется резня
"Там будет просто резня устроена, мы это не сможем допустить и никогда не допустим", - пообещал ...

БАТЭ добыл первую победу в Лиге Европы, одолев немецкий "Кельн"
Борисовский БАТЭ провtk третий матч группового этапа футбольной Лиги Европы и добыл непростую ...

В образовании до минималки доплачивают каждому третьему работнику, а в медицине - каждому шестому
Доплачивают до минималки не только обслуживающему персоналу, но и некоторым специалистам.

Жировка-2018: расходы на коммуналку в типовой квартире вырастут почти на четверть
На примере жировки за этот сентябрь мы посчитали, сколько будет отдавать среднестатистическая семья ...

Правительство Испании анонсировало отмену самоуправления Каталонии
Глава Каталонии Карлес Пучдемон в ответ заявил, что если статья будет задействована, то регион ...

Эксперты предостерегли об опасности детских смарт-часов
Родителям следует подумать дважды, прежде чем покупать своего ребенку "умные" часы с функцией ...

Потенциальная причина дислексии скрывается в глазах
Французские учёные открыли новую потенциальную причину дислексии – расстройства, от которого ...

Вести.net: владелец Google построит "умный город" в Канаде
Google создаст цифровой город, корпорация уже определилась с местом: крупнейший мегаполис Канады ...

Смертельное ДТП в Харькове: стритрейсерша даже не пыталась затормозить
Студентка, которая устроила смертельное ДТП в Харькове, может получить 10 лет тюрьмы. По ее вине ...

В Японии опровергли сообщение о том, что император отречется в конце марта 2019 года
В пятницу правительство Японии официально опровергло информацию о том, что император страны Акихито ...

На Украине 9-летний мальчик вез в машине оружие и наркотики
В украинском городе Ровно полицейские задержали машину, за рулем которой оказался 9-летний мальчик. ...